Лекция 3
Здравствуйте ученики это опять Миледи, Профессор сказала, что придет только на 5 лекцию. Ну что ж продолжим, на третьей нашей лекции я расскажу вам о Происхождение Сатаны.

Имя "Сатана" происходит от древнееврейского слова, означающего
"противостоять".
Слово "сатана" в более привычном нам значении появляется в двух более
поздних фрагментах, написанных после вавилонского пленения. Здесь сатана
(satan) - это ангел, принадлежащий к окружению Иеговы и выступающий в роли
обвинителя грешников перед Богом.
В Книге пророка Захарии, приблизительно
датирующейся концом VI века до н. э., описано видение, в котором
первосвященник Иисус предстает пред судом Божьим. По правую руку от Иисуса
стоит сатана, "чтобы противодействовать ему", т. е. выступать в роли
обвинителя. В этом фрагменте дан лишь намек на то, что сатана относится к
своей задаче чересчур ревностно:
Бог упрекает его за попытку обвинить праведного человека (Зах. 3:1-2).
В первых двух главах Книги Иова, созданной приблизительно на сто лет
позднее, чем Книга пророка Захарии, сатана по-прежнему остается
обвинителем грешников, но здесь его злонамеренность уже вполне очевидна.
Здесь повествуется о том, как сыны Божий, и среди них сатана, предстают
перед Иеговой. Сатана сообщает, что "ходил по земле и обошел ее", и, по
замыслу автора книги, эти слова должны были прозвучать зловеще: ведь в
функции сатаны, очевидно, входил розыск неправедных людей. Затем Иегова
восхваляет Иова как безгрешного и богобоязненного человека; сатана же
возражает на это, что Иову нетрудно быть богобоязненным, ибо он счастлив и
богат. В качестве испытания Иегова позволяет сатане убить детей и слуг
Иова и уничтожить его скот. Однако, несмотря на все эти бедствия, Иов
отказывается проклясть Бога, философски заявляя: "Господь дал, Господь
взял; да будет имя Господне благословенно!" Но сатана, не довольствуясь
этим, коварно советует Иегове: "...кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст
человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости и плоти
его, - благословит ли он Тебя?" Иегова позволяет сатане поразить Иова
проказой, но Иов остается верен Господу.
В этом эпизоде сатана проявляет твердую решимость подорвать веру Иова в
Бога и выступает в качестве непосредственного исполнителя кар,
обрушившихся на Иова. Однако он действует в полном согласии с указанием
Бога и, как представляется, выполняет полезную функцию. Он стремится
вскрыть греховность, от природы присущую всякому человеку. Но позднее,
по-видимому, из-за столь ожесточенного рвения сатана опротивел Богу не
меньше, чем людям. В 1-й Книге Еноха, не вошедшей в Ветхий Завет, но
оказавшей влияние на ранних христиан, появляется целая категория духов -
сатан, которых вовсе не допускают на небеса. Енох слышит голос архангела
Фануила, "отгоняющего сатан и запрещающего им представать перед Господом
Духов и обвинять обитателей земли". В этой же книге фигурируют "карающие
ангелы", по-видимому, тождественные сатанам. Енох видит, как они готовят
инструменты для казни "царей и владык земли сей, дабы уничтожить их *".
Эти фрагменты, по-видимому, относятся к I веку до н. э.
На основе этого представления о неумолимом ангеле, обвиняющем и карающем
людей, со временем развился средневековый и современный христианский образ
Дьявола. Когда Ветхий Завет впервые перевели на греческий язык, слово
"satan" передали как "diabolos" - "обвинитель", с оттенком значения
"ложный обвинитель", "очернитель", "клеветник"; от этого слова и возникло
имя "Дьявол".
Поздние иудейские авторы тяготели к разграничению доброго и злого начал и
представляли Иегову абсолютно благим Богом. Поступки Иеговы в некоторых
библейских эпизодах казались им совершенно невероятными, а потому были
приписаны некому злому ангелу. Первая версия повествования о том, как
Давид исчислил народ Израиля и тем самым навлек на израильтян Божью кару,
содержится во 2-й Книге Царств (24:1), которую датируют началом VIII века
до н. э. Здесь мысль о проведении переписи внушает Давиду сам Иегова. Но
пересказывая тот же эпизод в 1-й Книге Паралипоменон, автор IV века до н.
э. перекладывает ответственность за этот поступок с Бога на Сатану:
"И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление
Израильтян" (1 Пар. 21:1). Это - единственный в оригинальном тексте
Ветхого Завета случай употребления слова "Satan" как имени собственного.
В еще более поздних иудейских текстах и в христианском учении образ
Сатаны становится все отчетливее. Сатана постепенно набирает силу,
превращаясь в великого противника Бога и человека и почти (но не до конца)
выходя из-под власти Господа. Многие задавались вопросом, почему сатана -
первоначально полезный, хотя и довольно неприятный прислужник Иеговы, - в
конце концов лишается милости Господа и становится Его врагом. Один из
возможных ответов на этот вопрос дает легенда о так называемых Хранителях,
зерно, которой содержится в Книге Бытие. Когда род людской умножился на
земле, "сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали
их себе в жены, какую кто избрал". В те времена "были на земле исполины", и
дети, которых рождали от ангелов дочери человеческие, были "сильные,
издревле славные люди". Возможно, этот фрагмент всего лишь служил
объяснением преданий о древних великанах и героях; однако, вольно или
невольно, следующий стих связал его с воцарением зла на земле: "И увидел
Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и
помышления сердца их были зло во всякое время". Именно поэтому Бог решил
устроить великий потоп и истребить человечество (Быт. 6:1-5).
Несколько аллюзий на эту историю можно обнаружить в других книгах Ветхого
Завета, однако первая полная (хотя и более поздняя) версия появляется
только в 1-й Книге Еноха, во фрагментах, относящихся, по-видимому, ко II
веку до н. з. "И случилось так, что, когда род человеческий умножился,
стали рождаться в те дни у людей дочери красивые и прекрасные. И ангелы,
сыны неба, увидели их и возжелали их, и сказали друг другу: пойдем,
выберем себе жен среди дочерей человеческих, и пусть родят нам детей". Эти
ангелы принадлежали к чину Хранителей, не ведающих сна. Предводителем их
был либо Семьяза, либо, согласно другим фрагментам, Азазель. Двести
Хранителей снизошли на землю - на гору Гермон. Там они взяли себе жен "и
начали входить к ним и предаваться с ними скверне". Они научили своих жен
чародейству и волшебству, а также передали им знания о целебных свойствах
растений. Азазель научил мужчин делать оружие - мечи, ножи, щиты. Кроме
того, он познакомил людей с порочным искусством косметики *.
Смертные женщины стали рождать от Хранителей детей - могучих исполинов,
которые со временем съели все запасы пищи. "И когда люди больше уже не
могли прокормить их, исполины обратились против них и пожрали
человечество, и начали они предаваться греху с птицами и зверями,
пресмыкающимися и рыбами, и пожирать плоть друг друга, и пить кровь".
Тогда Бог послал архангела Рафаила, чтобы тот заключил Азазеля в пустыне
вплоть до дня Страшного Суда, на котором он будет осужден на вечный огонь.
Остальные Хранители были принуждены смотреть на то, как ангелы убивают их
детей. Затем Бог велел архангелу Михаилу сковать Хранителей и заточить их
в ущельях земли вплоть до дня, когда они будут ввергнуты в огненную бездну
на вечную муку. Из тел мертвых исполинов изошли демоны и поселились на
земле, где обитают и до сих пор, сея повсюду зло и разрушения **.
В начале XVI века по Европе прошел слух о том, что Богемию наводнили
тысячи люцифериан. А в Италии Папа Юлий II отдал одному инквизитору приказ
расследовать деятельность "некой секты", члены которой
отвергали христианскую веру, оскверняли кресты и святые таинства (в
особенности - таинство причастия) и, считая Дьявола своим владыкой и
господином, приносили ему клятвы верности и послушания.
К тому времени главным объектом гонений становились уже не люцифериане и
подобные им еретические секты, а ведьмы. Однако за предшествующие века
многие секты были обвинены в устроении тайных ночных сборищ и в поклонении
Дьяволу - как правило, в облике человека, кошки или козла. Некоторые
еретики, согласно более конкретным обвинениям, верили в то, что Дьявол
правит миром сим и в конце концов низвергнет христианского Бога.
Сатанинскими считались и другие обычаи, приписывавшиеся еретикам:
отрицание христианской веры и враждебность по отношению к христианской
церкви; осуждение брака и продолжения рода; убийство детей и каннибализм;
сексуальные оргии и гомосексуализм. Многие из этих обвинений впоследствии
фигурировали и в судебных процессах над ведьмами.

Д.З
1. А все – таки, кто такой Сатана?

Hosted by uCoz